Хакасские менгиры
Аномальные места.Хакасские менгиры изучались с 1977 по 1999 годов по программе Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Всего было изучено 25 мест стоянок древних изваяний.
Менгиры — это отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия. Менгиры содержат еще много нераскрытых тайн, таят в себе удивительные открытия.
Человек создал сложнейшие технические системы, он может летать на космических аппаратах и изучать глубины Мирового океана, «улавливать” доли секунды и расщеплять атомы. Но, восхищаясь удивительными открытиями в области технического прогресса, следует помнить, что это все порождено человеком, его необычайными возможностями. По-видимому, не случайно в древности человека называли микрокосмосом — земным воплощением разума Вселенной. Многими учеными доказано, что возможности наши раскрыты далеко не полностью, они расширяются не только за счет научно-технического прогресса, но пополняются и нетрадиционными способами познания мира.
Менгиры привлекали и привлекают внимание сказителей, знатоков и исполнителей фольклора. Сказители по ходу повествования о выдающихся героях эпоса умело вводили в стихотворные сочинения и силу влияния менгиров на окружающий мир. Так, в сказании "Аи Хучин" сказано «Поднявшись на высокий каменный хребет с подножия кривого менгира, он смотрел вдаль, когда же он разглядел, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли”.
По-видимому, хакасы считали места, где ставили менгиры, священными и необычными. В сказании «Хан Кичигей” сообщается, что у истока светлокаменной речки стоит белый камень (ах тас), который должны поднять проезжающие здесь богатыри; многие из них, не сумев поднять белого камня, погибали. Однако богатырь прежде чем поднять его, верхом на коне объехал этот камень три раза. Сказание о трех церемониальных кругах вокруг белого камня согласуется с сообщениями первого ученого-путешественника, побывавшего в Хакасии и Сибири, Д.Г. Мессершмидта. Он в своем дневнике 18 августа 1722 года отметил, что «после часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи … Хуртуях, расположенной в холмистой степи. Я сразу же зарисовал ее и в дальнейшем приложил рисунок к настоящим записям. Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы, в том виде, как их носят калмыкские и татарские женщины… Татары-язычники из Есь Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почет этой старухе; каждый из них трижды объезжал вокруг нее… подкладывали еду в траву поближе к пьедесталу с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом”. Далее он отмечает, что статуя почитается среди коренного населения, в дар ей приносят речную гальку, мажут ее рот маслом, жиром, молоком и просят о здоровье. Молодые женщины лечатся от бесплодия.
![]() |
0 коммент.:
Отправить комментарий