Вилы, Берегини, и они же тридевять сестриц.
Славянские божестваК списку самых древних славянских божеств можно отнести Берегинь и Вил, они же тридевять сестриц. Некоторые
историки и исследователи, основываясь на летописях и археологических исследованиях, уверены, что Берегини и Вилы появились в древней Руси еще раньше, чем сам Род и Рожаницы. И относят эту эпоху к времени веры в Берегинь и Упырей (души умерших).
Слово "БЕРЕГИНЯ" схоже с такими словами как "берег" и "оберегать". Из-за этого сходства некоторые причисляют этих богинь к русалкам, т.е. живущие по берегам рек. Другие же основывают смысл "Берегиня" от слова "оберегать", т.е.
оберегающие как природу, так и людей. Но надо понимать, что и само слово "берег" тоже произошло от смысла
оберегать, беречь воду от разлива или защищать людей от самой воды.
Также мы упоминали, что Берегинь также называли Тридевять сестриц. Возможно, в те далекие времена у каждой сестрицы было свое личное имя, и каждая отвечала за какую то определенную сферу жизнедейтельности людей. Но, к сожалению, до нас не дошли их имена.
Есть конечно и другая версия а именно, так как Берегини относятся к древнейшим божествам,
то более ранние богини (Лада, Макошь, Леля, Морана, Желя и др.) не были отделены личностными качествами, а входили в состав именно этих тридевять сестриц.
В христианских поучениях, направленые против славянского язычества, вилы, берегини и тридевять сестрениц упоминаются сразу все вместе:
« веруют в Перуна... (исчисляются имена богов) и в вилы,
их же числом тридевять сестрениць глаголють невегласи и мнят богинями,
и так(о) покладывахуть им теребы...»,
«и приступиша к идолом, и начаша жрети молнии и грому, и солнцю и луне,
а друзии Пере(у)ну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упирем и берегыням, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инии в Сварожитца верують и в Артемиду ».
главенствующую роль среди них.
До недавнего времени среди историков ходило ошибочное мнение о том, что Берегини имели прямое отношение к берегам, и относили их к береговым русалкам. Даже в старых этимологических словарях можно было найти такое определение:
Берегиня (bergyni) - русалка, береговая фея. Но последние исследования доказали ошибочность этих мнений.
Правильно отождествлять Берегинь не к берегу а к Оберегу. Но эта не единственное ошибочное мнение, которое существовало раньше. Были и есть другие бредовые мнения. Приведем некоторые из них.
Сомнительная теория о том, что слово "берегиня" ("перегиня") имеет общее по звучанию с именем самого бога Перуна.
А вот еще,более бредовая версия, основывающаяся на том, будто Тридевять сестриц это сёстры-трясовицы (сёстры-лихорадки) с именами Трясея, Ледея, Огнея, Гнетея, Глухея, Грынуша, Ломея, Желтея, Пухнея, Корчея, Огнеястра и Глядея. Но, видимо, стороники этой версии не знают, что сёстры-лихорадки относятся к духам болезней, и что эти
духи даже близко не имеют ничего общего с Берегинями. Наоборот, Вилы или Берегыни относятся к божествам, занимающиеся обережной деятельностью людей, животных да и самой природы в целом. Это, в первую очередь, силы добра и света. Они оберегают труд человека, скот, людей, урожай, посевы, быт и семейный лад.
И напоследок, давайте рассмотрим версию тождественности берегинь с русалками. Возможно в этой версии есть частица истины. Возможно допустить, что берегини и были русалками, но не потому что они жили по берегам, у воды. в самых древних летописях русалки не жили возле воды, а парили в воздухе. Обитали они в лесах и пристально следили за посевами и урожаем, помогали людям в быту. В таком случае у русалок и берегинь появляется много чего общего, которое было утеряно с веками и в борьбе христиан против истинной славянской веры.
15 июля отмечается День Берегинь
0 коммент.:
Отправить комментарий